Инициатива ЮУТПП может повлечь за собой большую реформу профобразования

В марте 2020 года вице-президент ЮУТПП Сергей Ермаков предложил пересмотреть полномочия Министерства образования относительно подготовки профессиональных рабочих кадров. Было отмечено, что курировать обучение студентов должны профильные министерства, отвечающие за ту сферу, в которую потом придут работать эти молодые кадры. Например, Министерство строительства могло бы курировать обучение сантехников и других специалистов строительной отрасли. Как сообщило издание «Октагон», это предложение сейчас всерьез обсуждается в Правительстве РФ.

Не исключено, что в скором времени вузы, которые готовят инженеров, могут быть переданы в ведомство Министерства промышленности и торговли, экономические вузы – в Министерство экономического развития, медицинские учебные заведения – в Министерство здравоохранения, педагогические – в Министерство просвещения, гуманитарные – в Министерство науки и высшего образования.

Реформа системы подготовки нужных стране специалистов назрела уже давно, из-за катастрофического дефицита профессиональных инженерных и технических кадров, персонала со среднем специальным образованием.

На сегодняшний день крупные частные компании и госкорпорации утоляют кадровый голод путем тесного сотрудничества с профильными вузами. Они могут себе позволить и целевые стипендии, и организацию практики студентов, и готовы гарантировать трудоустройство будущим специалистам. Не у дел остаются малые и средние предприятия, которые имеют небольшой горизонт планирования, и не готовы к такому долгосрочному сотрудничеству. Для этого требуются серьезные финансовые вложения на будущее, а кадры нужны уже сейчас. Поэтому они вынуждены брать на работу тех, кто есть на рынке труда, и переучивать их уже в ходе работы, без всякой гарантии, что обученные специалисты не перейдут к конкурентам.

Стране нужна массовая подготовка квалифицированных специалистов, которых не нужно будет переучивать под себя, и которых действительно не хватает на рынке труда на текущий момент. Сегодня же в вузах готовят социологов, юристов, бухгалтеров, экономистов, журналистов, а не технарей, врачей и учителей, на которых есть спрос, особенно в регионах.

– Весь мир сейчас стоит на пороге нового, шестого технологического уклада. Например, когда произойдет технологический сдвиг в пользу электромобилей, производить их будут совершенно другие компании – не те, что производят автомобили сейчас. Мы это уже несколько раз наблюдали в истории. Самый ближайший аналог – смена сотовых телефонов на смартфоны. Казалось бы, это очень близкие устройства, но ни Blackberry, ни Nokia, ни Motorola не стали лидерами рынка смартфонов. В 2007 году, когда Apple выпустила первый iPhone, Nokia производила миллиард сотовых телефонов. От нее не осталось камня на камне. Многие профессии в скором времени тоже перестанут существовать. Задача любого государства – подготовка профессиональных специалистов для быстро изменяющейся экономики, – отметил вице-президент ЮУТПП Сергей Ермаков.

Зачастую молодежь выбирает профессии под воздействием родителей, исходя из их картины мира, а не те, которые востребованы в перспективе. Нужна государственная пропаганда специальностей будущего, а также симбиоз готовности преподавателей, студентов и их родителей к этим изменениям.

Систему образования необходимо привести в соответствие с запросами страны. Для этого придется скорректировать учебные программы, систему организации практики и многое другое. Начинать нужно со школьной скамьи. Необходимо возрождать УПК (учебно-производственную практику). Новое – это хорошо забытое старое.

Подготовка специалистов для будущей экономики – это задача государства. Устранив все перекосы системы образования, можно будет вписать ее в экономическую и общественную жизнь страны и решить таким образом вопрос с дефицитом кадров.

Заказчиком таких изменений могут стать объединения предпринимателей и профильные министерства, которые могут давать долгосрочные прогнозы относительно востребованности специалистов в рамках своих направлений. На их основе должен быть сформировать госзаказ на подготовку специалистов с гарантией трудоустройства.