Проблемы МСП и пути их решения

Сергей Ермаков выступил с докладом на Ежегодной конференции Общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

«На сегодняшний день в России принято 6 национальных проектов влияющих на Экономический рост:

— Наука (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

— Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (15 октября 2018 — 31 декабря 2024)

— Цифровая экономика (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

— Производительность труда и поддержка занятости (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

— Международная кооперация и экспорт (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

В соответствии с поручением А.Г. Силуанова Общественно-деловым советом ТПП РФ в течение ноября — декабря текущего года (2019г.) был проведен опрос субъектов малого и среднего предпринимательства с целью изучения их мнения относительно реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В опросе приняли участие 82 660 человек из 83 субъектов Российской Федерации (кроме Ненецкого и Чукотского автономных округов).

Только треть респондентов знает о существовании государственных программ поддержки предпринимательства, при этом почти 66% респондентов не владеют подобной информацией и только 13% предпринимателей из числа тех, кто обращался за поддержкой, доволен полученным опытом.

— часть опрошенных предпринимателей считает, что за прошедший год произошли определенные позитивные изменения в сфере улучшения доступа к финансам (13%), выросло количество организаций инфраструктуры поддержки (19%) и расширился пакет их услуг (19%), а также указывают на появление новых возможностей для развития бизнеса в рамках государственной программы поддержки предпринимательства.

При этом по мнению 56% предпринимателей за прошедший год ситуация в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне в целом практически не изменилась или стала еще хуже.

— 38% предпринимателей слышали о «Программе льготного кредитования 8,5%», однако 62% респондентов не знают о ней или не верят в возможность получения кредитных средств для своего бизнеса по такой ставке.

Значительная часть предпринимателей настроена пессимистично в отношении конкретных мер, предлагаемых национальным проектом для развития бизнеса, и не уверена в том, что их реализация поможет бизнесу – положительно оценили предлагаемые меры не лишь 20% опрошенных. Наиболее востребованным оказалось обеспечение доступа к льготному финансированию и упрощение налоговой отчетности для бизнеса, — и то, и другое отметило 40% респондентов.

В целом предприниматели ждут от государства другого комплекса системных действий. А именно:

— по снижению административной нагрузки на бизнес (76% респондентов),

— защиты от блокировки счетов банками (83% респондентов),

— уменьшения налогового бремени (87% респондентов),

— субсидий на покрытие расходов, вызванных действиями государства, включая ККТ, СОУТ, маркировку продукции и т.д. (91% респондентов),

— снижения количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов и, особенно, налоговых органов (93%).

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году число малых предприятий (включая микропредприятия) в Российской Федерации составило 2 754 577 единиц, при этом в 2018 всего 2 659 943 единиц.  Дельта минус 94 634 ед МСП.

Полученные результаты опроса показывают, что для достижения в 2024 году всех обозначенных Президентом Российской Федерации, целей необходимо оперативно расширить действующий перечень мер.

(25 млн занятых в сфере МСП, включая ИП; 32,5% доля МСП в ВВП страны; 10% доля МСП в общем объеме несырьевого экспорта),

Еще один нац проект «Цифровая экономика» должен содействовать развитию бизнеса.

Практически каждое цифровое нововведение выходит предпринимателям боком:

Введённый в 2017 году электронный больничный лист потребовал от работодателей установить специальные компьютерные программы, обучить персонал, получить УКЭП (усиленные квалифицированные электронные подписи), заключить соглашение с ФСС и т. д.

Кроме того, в связи с введением электронных трудовых книжек у работодателей появится новый вид персонифицированной отчетности. Срок и периодичность подачи сведений — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем. Если у больничного вполне понятный срок жизни документа – от месяца до квартала в среднем, то с электронными трудовыми все не так просто. Срок жизни трудовой книжки может быть и 40 и 50 лет. Люди и так настроены отрицательно к пенсионной реформе, а если еще какой-нибудь хакер потрудится и предпенсионер окажется без трудового стажа? Да и компании МСП, как мы видим динамику сокращаются довольно активно.

Введены система Платон,  новые онлайн-кассы, введена система электронного документооборота. В 2019 года была введена маркировка для некоторых групп товаров таких как, табачная продукция, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, некоторые виды одежды и обувь. Позднее была добавлена молочная продукция пока на добровольной основе. Маркировка товаров требует от участников рынка дополнительных расходов: подключение к информационной системе, затраты на покупку дополнительного оборудования, программного обеспечения, стоимость обучения персонала.

Предложение: оставить маркировку только тех групп продукции, которые влияют на жизнедеятельность человека и группы с часто встречающимся контрофактом, и то как временная мера.  Остальные товары освободить от маркировки.

Предприниматели понимают, что за каждым таким цифровым нововведением стоит вполне конкретный бенефициар федерального значения.  А затем Государство выделяет существенные средства на поддержку МСП из наших же налогов.

Таким образом, несмотря на формальную поддержку бизнеса со стороны государства фактически происходит обратная ситуация: значительно возросла финансовая нагрузка на бизнес, была повышена ставка НДС, рост неналоговых платежей, увеличение отчетов, на фоне падающих в течении последних пяти лет доходов предпринимателей,  приводит к сокращению количества субъектов малого и среднего бизнеса. Среднего бизнеса в Челябинской области и так очень мало, не выгодно перешагивать планку из малого. Причина – увеличение отчетности, попадание под более жесткий налоговый контроль. 

Также с 1 января 2020 года увеличивается МРОТ, что ведет к обязательному пересмотру зарплат со стороны работодателей.

Считаю, что МРОТ должен распространяться исключительно на сотрудников государственных и муниципальных учреждений, коммерческие организации должны индексировать зарплату в связи с его увеличением только на добровольной основе. Иначе малый бизнес может прекратить свое существование.

Развитие малого бизнеса в регионе играет существенную роль в снижении социальной напряженности в обществе.  Эти люди не ходят на пикеты. Нам некогда.

На экспертном Совете у Александра Николаевича мы позавчера выяснили, что у нас в регионе отсутствует методика определения доли МСП в ВВП региона. Предлагаю дать поручение разработать такую методику, сравнить сумму налоговых и неналоговых поступлений от МСП с суммой выделяемой государством поддержки для бизнеса и средств выделяемых на содержание фондов поддержки.

Челябинская область ищет конкурентные преимущества перед соседними регионами для привлечения инвестиций и бизнеса. Возможно, что итоговым решением будет освободить наиболее перспективные отрасли МСП от налогов, а государственные средства поддержки направить в региональный бюджет».