Cергей Ермаков: «Подготовка кадров для будущей промышленности – государственная задача»

К 80-летнему юбилею системы профтехобразования России журналисты ГТРК «Южный Урал» решили выяснить, как бизнес оценивает подготовку тех, кто приходит работать на производство после колледжей и техникумов.

В своем интервью вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Ермаков рассказал, что наша промышленность испытывает серьезный дефицит рабочих кадров. В связи с этим он предложил определить перспективные профессии будущего, которые востребованы конкретно в нашем регионе, и предоставить отсрочку от армии тем, кто прошел по ним обучение. Иначе выпускники учебных заведений попросту не доходят до рабочих мест.

Те же, кто оказывается на производстве после обучения, не устраивают работодателей качеством подготовки. Чтобы не возникало «ножниц» между учебными программами и теми навыками, которые востребованы в реальной экономике, необходимо, чтобы шефство над подготовкой специалистов в профтехобразовании взяли отраслевые министерства. Например, за специальностью слесаря-сантехника можно закрепить региональное Министерство строительства, которое обладает более актуальной информацией, какие конкретно специалисты требуются, в каком количестве и с какими компетенциями.

Кроме того, нужно более оперативно реагировать на те изменения, которые есть на рынке труда и в экономике. Программы обучения, которые утверждаются на десятилетия вперед, быстро устаревают и теряют свою актуальность.

По мнению Сергея Ермакова, заказчиком в подготовке кадров для будущей промышленности должно быть все-таки государство, а не бизнес. Крупные предприятия не заинтересованы в этом, так как имеют собственные учебные центры и могут самостоятельно обучить персонал под свои запросы. Малый бизнес имеет очень небольшой горизонт планирования, поэтому не может ответить на вопрос, какие специалисты потребуются через три года и, тем более, через семь лет. Это слишком большая ответственность для предпринимателя.

Вклад бизнеса в подготовку кадров может выражаться в так называемом дуальном партнерстве, когда предприятия участвуют в самом учебном процессе, например, мастера выступают в роли наставников, а цеха – как учебные аудитории, чтобы студенты могли еще во время учебы на практике познакомиться с реальным производством.

– Я до сих пор с благодарностью вспоминаю своего учителя учебно-производственной практики по токарному делу. Еще в школе я получил 3 разряд токаря-универсала, а потом в армии, когда служил в стройбате в роте сантехников, получил уже 4 разряд, – рассказал в интервью Сергей Ермаков.

По данным Министерства образования и науки Челябинской области, в настоящее время заключено 823 долгосрочных договора на подготовку кадров между профессиональными образовательными организациями и предприятиями региона.

Еще одна идея связана с введением профстандартов для действующих кадров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584, с 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях, должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам. Однако на сегодняшний день обслуживанием муниципальных школ, детских садов, больниц и госучреждений занимаются частные управляющие компании, в которых директор сам определяет квалификацию сотрудников, никто это не контролирует. Для сравнения, у сварщиков есть «корочки», у электриков – есть, а у сантехников – нет. На капитальных ремонтах инженерной сантехникой также зачастую занимаются люди без профессионального образования.

Возможно, в ближайшем будущем эта ситуация поменяется, так как в этом году впервые за последнее десятилетие студентов в колледжи набрали больше, чем в высшие учебные заведения. Главное, чтобы, отучившись, молодежь пришла на производство. Это очень важная задача, ведь никто не будет вкладывать деньги в экономику, если за станком некому будет работать.