Бизнес-сообщества: от античной гильдии до торгово-промышленных палат

24 января Южно-Уральская торгово-промышленная палата отметит 27-ой день рождения. За это время она объединила наиболее активных предпринимателей со своей гражданской позицией и стала крепким связующим звеном между бизнесом и органами власти.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата – это одно из крупнейших бизнес-объединений в регионе. В ее состав входят 882 организации. Это представители малого, среднего и крупного бизнеса из совершенно разных отраслей экономики – промышленное производство, строительство, торговля, ЖКХ, рекламный бизнес.

Среди основных задач объединения – содействие развитию бизнеса в регионе, продвижение товаров и услуг на внешние рынки, налаживание внешнеэкономического сотрудничества. Сейчас в Палате насчитывается 17 профильных комитетов, в состав которых могут войти наиболее активные и заинтересованные предприниматели.

О пользе участия в работе Палаты рассказал вице-президент ЮУТПП Сергей Ермаков«Действительно, раньше только через Палату можно было решить проблемы бизнеса во взаимодействии с органами власти. Сегодня власть стала намного более открытой, и попасть на прием к любому чиновнику, хоть к губернатору, возможно даже малому бизнесу, а не только олигарху. Но при этом возникает вопрос о коррупции – решение проблем конкретного бизнеса. Поэтому предпринимателям необходимо объединяться под брендом ТПП, так как Палата рассматривает проблемы целой отрасли и дает рекомендации законодательной и исполнительной власти по их решению».

Какие еще функции выполняет система Торгово-промышленных палат и подобные бизнес-объединения, как они зараждались и какие дают возможности в части поддержки и продвижения бизнеса?

Экскурс в историю бизнес-сообществ

Различные предпринимательские объединения известны еще с античных времен. Купцы и ремесленники для защиты своих интересов создавали гильдии, торговые и ремесленные союзы. Изначально они ставили перед собой цель получить льготы от власти, например, право вести торговлю на определенных территориях или контролировать какую-то сферу деятельности.

Со временем эти объединения начали играть роль закрытых профессиональных сообществ с устоявшимися внутренними правилами и этикой. Они стали своего рода институтом, отстаивающим интересы конкретного круга людей, например, промышленников или банкиров.

Современные объединения бизнеса в нашей стране, в основном, зародились в начале 90-х годов – в период, когда распалась плановая экономика и начала формироваться рыночная. В результате массовых сокращений и закрытия целых предприятий многие граждане были вынуждены уйти в бизнес. Этот этап характеризуется массовым оттоком кадров из государственного сектора занятости в коммерческий. Причем, это были наиболее инициативные, работоспособные и целеустремленные кадры. 

В самом начале своего бизнес-пути предприниматели столкнулись со множеством проблем: криминалом, поборами со стороны властей, стереотипами о том, что бизнесмены являются спекулянтами, желающими нажиться на простых людях. Стало очевидно, что решать эти проблемы нужно сообща, объединяясь в различные организации.

Бизнес-сообщество развивается очень динамично. Сегодня от предпринимателей зависит очень многое, они рассматривают проблемы привлечения инвестиций, предлагают поправки в законы, отстаивают свои права при взаимодействии с муниципальной и федеральной властью, пытаются изменить предвзятое отношение консервативно настроенной части общества.

Каковы же основные задачи нынешних бизнес-объединений?

Взаимодействие с органами власти  (выстраивание равноправного диалога между предпринимателями и различными ветвями власти как на местах, так и на федеральном уровне).

Создание благоприятной среды для социального партнерства (взаимодействие бизнеса с различными общественными структурами, наемными сотрудниками и некоммерческими организациями).

Улучшение микроклимата внутри предпринимательского сообщества (распространение этических и деловых правил, развитие честной конкуренции и корпоративной культуры, поддержка наставничества в бизнесе).

Вхождение во властные структуры  (участие представителей сообщества в решении вопросов, касающихся сферы бизнеса, донесение позиции предпринимателей по различным политическим аспектам).

Кооперация с другими предпринимательскими сообществами  (взаимодействие с различными общественными объединениями для решения злободневных проблем и развития гражданского общества).

Международная деятельность  (взаимодействие с иностранными партнерами для выхода российских предприятий на мировой уровень и привлечения новых инвестиций на отечественный рынок).

Экспертная и научно-исследовательская работа (накопление научного потенциала, оказание консультаций своим членам).

Каковы направления работы предпринимательских сообществ?

Нормотворчество  (выступление с инициативами по разработке проектов законов, а также поправок к уже существующим, создание правовой основы для охраны бизнес-интересов).

Отстаивание законных прав предпринимателей  (судебная защита по различным правовым вопросам, касающихся налоговых взысканий, вымогательств взяток, неоправданных проверок и др.).

Консалтинговая деятельность  (оказание консультаций в различных сферах).

Обучение  (проведение семинаров, встреч с государственными структурами для разъяснения различных нововведений и правил, передача опыта молодым предпринимателям).

Кроме того, объединения предпринимателей проводят социологические опросы и занимаются просветительской работой посредством СМИ и собственных Интернет-ресурсов.

Одно из самых авторитетных объединений на сегодняшний день, которое существует очень давно и во многих странах, – это Торгово-промышленная палата. Ее члены традиционно пользуются особым уважением в деловом мире.