Бизнес, который касается каждого

Южно-Уральская торгово-промышленная палата начала подготовку рекомендаций по поддержке семейного бизнеса в России и готова принимать предложения от предпринимателей.

26 июня 2018 года состоялся круглый стол «Успешные семьи – успешная Россия». На мероприятии были подняты актуальные вопросы по развитию семейного предпринимательства: отсутствие самого понятия «семейное предпринимательство» в законодательстве, вопросы аффилированности бизнеса, особенности разрешения конфликтов и брачные и наследственные отношения в семейном бизнесе.

«Роль семейного предпринимательства сложно переоценить поскольку оно обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие общества, деловую самоорганизацию граждан, и в кризисных условиях семейное предпринимательство – это эффективный способ создания новых рабочих мест. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие будет полезным для его участников и послужит началом для совместной разработки предложений по поддержке семейного предпринимательства» — отметил вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Ермаков.

Основной проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы и самого понятия «семейное предпринимательство»в российском законодательстве, что приводит к сложностям и с регистрацией бизнеса, и с его организацией, а также дальнейшей передачей по наследству.

Многие семейные предприятия вынуждены регистрироваться как отдельные юридические лица или индивидуальные предприниматели, такая структура организации бизнеса попадает под действия ст. 20 НК РФ, согласно которой данные лица признаются взаимозависимыми, так как их отношения влияют на условия их деятельности и сделки между ними, что является поводом для проверки со стороны налоговых органов, приводит к доначислению налогов и штрафов.

«Работа налоговых органов направлена не на борьбу с бизнесом, в том числе семейным, и его разделением между членами семьи, а на пресечение так называемой, „агрессивной“ налоговой минимизации. Именно с минимизацией налогов, а не оптимизацией бизнеса» — уточнил сотрудник челябинской областной налоговой Борис Новиков.

Также немаловажной проблемой является психологическая: неготовность наследников вести и сохранять бизнес в семье. В Европе это решается с помощью открытия семейных офисов, у нас такая практика отсутствует.

По аналогии с зарубежной практикой с 1 сентября 2018 г. каждый гражданин РФ, будет иметь право учреждать свой наследственный фонд. Для этого одновременно с завещанием необходимо оформить решение об учреждении фонда. Такое решение согласно п. 4 ст. 50.1 ГК РФ «должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц». Проще говоря, решив учредить фонд, гражданин еще при жизни устанавливает свои правила. Определяет, какая часть имущества пойдет на образование фонда, время, в течение которого фонд должен быть образован, управленцев фонда или порядок их назначения. И после смерти гражданина ничего изменить уже не получится.

В круглом столе принимали участие члены Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, действующие предприниматели, специалисты-медиаторы, представители общественных объединений. Самой заметной стала восьмидесятилетняя участница, сдающая площадь для магазина в аренду, которая пришла за советом как вести семейный бизнес с внуками.

С докладами по указанным вопросам выступили заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Челябинской области Новиков Борис Борисович, председатель НП «Южно-Уральское правовое партнерство», юрист, медиатор Коркина Наталья Михайловна, челябинский нотариус, член ЧРООО «Ассоциация юристов России» Третьяков Николай Сергеевич. Модератор круглого стола – вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Ермаков Сергей Владимирович.

Развитие семейного малого бизнеса одно из самых актуальных направлений в экономике европейских стран, местами его доля достигает 50%. В России существовавшие традиции семейного предпринимательства были разрушены в 1917 году и начали восстанавливаться лишь в 90-е годы. Несмотря на имеющийся потенциал развития семейного предпринимательства, в России на протяжении почти 30 лет реальная поддержка данному виду бизнеса отсутствует.

Однако распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено развитие семейного торгового бизнеса.

По итогам круглого стола был разработан Проект предложений по поддержке семейного предпринимательства в России:

На федеральном уровне:

Государственной Думе:

1. Разработать проект отдельного закона о российском семейном предпринимательстве, включив в него понятие «семейное предприятие» с указанием таких признаков: семейно-родственная связь между участниками и их личное трудовое участие в деятельности семейного предприятия, которые позволят рассматривать семейное предприятие как объект государственной поддержки независимо от организационно-правовой формы.

2. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения семейного предпринимательства в п.1. ч. 2 ст.40 и изложить в следующей редакции: «1) между взаимозависимыми лицами, за исключением субъектов семейного предпринимательства»;

3. Внести изменения в статью 346.12 в Налогового кодекса Российской Федерации дополнив налогоплательщиков упрощенной системы субъектами семейного предпринимательства вне зависимости от средней численности работников и уровня доходов.

На региональном уровне:

Южно-Уральской торгово-промышленной палате:

• продолжить работу по развитию и поддержке семейного предпринимательства в Челябинской области.

Каждый может внести свои предложения в Проект рекомендаций, направив их по электронной почте market@tdsu.ru. После обработки и открытого обсуждения данные рекомендации будут направлены профильным ведомствам для рассмотрения и включения в работу.